Если ваш ребенок – любимчик

Теоретически фаворитом быть очень приятно. Уж точно приятнее, чем тем, кого не замечают или шпыняют по всякому поводу. Учительница тебя обожает, родители – балуют, одноклассники – если не уважают, то хотя бы побаиваются.   Однако психологи считают, что своей неумеренной любовью и предвзято-позитивным отношением педагог деформирует детскую самооценку, делая ее завышенной. А это нарушает баланс взаимоотношений со сверстниками. Дети сразу ощущают разницу между “нормальными”, составляющими большинство, и теми, кто отличается от других. И если поначалу маленький любимчик приходит радостный из школы и об одноклассниках говорит с некоторым превосходством, то потом вдруг отказывается идти в школу, все больше замыкаясь в себе. Это значит, что одноклассники наказали зазнавшегося фаворита, и он понял, что статус любимчика вовсе не гарантирует ему безопасности в коллективе (во всяком случае, после уроков).
Чаще всего любимчиками преподавателей становятся отличники. Однако и они не застрахованы от ошибок. Но если троечник, получив “пару” по сочинению, не станет делать трагедии, то для отличника это – провал. У него может начать формироваться “комплекс угрожаемого авторитета”, как называют его психологи, когда лучший ученик стремится дистанцироваться от других детей, пребывает в постоянном нервном напряжении, иногда даже на грани нервного срыва, боясь совершить ошибку.

Что дальше?

Исследования университета Бредфорда в США выяснили, что люди, склонные к перфекционизму, страдают головными болями, хронической бессонницей, желудочно-кишечными расстройствами, хронической усталостью и депрессией. Профессора социологии разъясняют, что планка успешности, которая формируется у каждого из нас, определяет наши стремления и цели. Поэтому у лидеров и творческих людей эта завышенная планка и препятствует достижению успеха, делая цели порой недоступными.
Что делать родителям? Любой человек учиться на своих ошибках. Поэтому позволяйте своему чаду их совершать. А в дальнейшем помогайте, чтобы такого не было.
Парадоксально, но факт: иногда в любимчики выбиваются дети – “картинки”: симпатичные, послушные, чистенькие, у которых на парте и в портфеле – образцовый порядок. Учительница буквально влюбляется в это “чудо природы” и, как всякая влюбленная женщина, долгое время идеализирует обожаемый объект, не замечая его недостатков.
Однако по происшествие нескольких месяцев преподаватель вдруг обнаруживает, что знания красавчика поверхностны и абсолютное послушание так же, как сказочная красота, больше не вызывает у нее бурных восторгов. Ребенок чувствует, что его сбросили с пьедестала, а почему – понять не может.
И тогда проблема ребенка сводится к тому, что он до определенного возраста не понимает первопричины своего фаворитизма. Скажем, спортсмен догадывается, что его безумно любят и восхищаются им, только пока он ставит мировые рекорды. Но как только он перестанет метать дальше, стрелять точнее и забивать чаще, тут же потеряет статус лучшего. А маленький красавчик ни с чем не может увязать любовь учителя – он еще не осознает свою внешнюю привлекательность.
Что делать родителям? Формировать у ребенка адекватную самооценку. Не нужно затыкать уши малышу, когда вокруг все умиляются и ахают: “Ах, какая красивая девочка! Ах, какой хорошенький мальчик!” Но и не стоит это акцентировать. Хвалите ребенка не за беспрекословное послушание и длинные ресницы, а за успешно выполненные действия: выученные уроки, застеленную постель, помытую посуду, победу в олимпиаде… Постоянно внушайте чаду, что внешней красоты и покладистости мало для того, чтобы добиться в жизни успеха. Если вовремя сформировать такую установку, ребенок не станет эксплуатировать свою симпатичную мордашку, а будет стремиться заслужить положение любимчика делами.
А случается так, что ребенок сам начинает выполнять мелкие поручения учительницы, а ей это очень приятно.
Но задумывались ли вы, почему ваше чадо отчаянно ищет покровительства педагога? Психологи утверждают, что это происходит по одной причине: такие дети крайне не уверены в себе. Когда они чувствуют недостаток внимания и нежности со стороны родителей, дети пытаются найти все это на стороне. И педагог в таком случае – наилучший объект. Во-первых, фигура авторитетная, а во-вторых, он всегда рядом. В разумных дозах любовь к учителю или воспитателю естественна и даже необходима, но не в тех случаях, когда она переходит в эмоциональную зависимость.

Что дальше?

Ребенок будет влюбляться в значимых личностей не только в детстве, но и во взрослом состоянии, надеясь, что объект страсти поможет ему почувствовать себя увереннее. Низкая самооценка может подтолкнуть его на поиски кумира, которому можно “довериться на все сто”, вспомните музыкальных и спортивных фанатов. Среди тотально неуверенных в себе детей много девочек, которые в будущем нередко становятся женами-рабынями, беспрекословно терпящими мужей-тиранов: “если он принял мою любовь, значит, я ему нужна, значит, он меня ценит”.

Что делать родителям?

Пресекайте ябедничество и заискивание, поощряя в ребенке искренность, независимость, уверенность в себе и желание добиваться цели честным путем. Будьте бескорыстны по отношению к нему и не платите ребенку за услуги: сходил в магазин – получил новый диск, вымыл посуду – прибавка на карманные расходы. Дети быстро осваивают науку “ты мне – я тебе”. Не подкупайтесь на комплименты типа: “Ах, мамочка, ты у меня такая красивая и молодая! Я тебя люблю! Отпусти меня на ночную дискотеку”. Если же вы заметили, что учительница, используя слабости вашего ребенка, лепит из него любимчика и подхалима, не раздумывая, переводите его в другой класс или школу. А, видя примеры такого поведения у других, дайте понять, что вам это неприемлемо.

 

Источник: дети сети

Метки , ,


March 2024
M T W T F S S
« Apr    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив статей