Электронные учебники.Что любит глаз?

Можно по-разному оценивать технические и «этические» достоинства и недостатки электронных изданий вообще и различных «вьюеров» в частности. Но есть одна их характеристика, неизменная и безусловная практически вне зависимости от личностных предпочтений – это «физиологичность» чтения. Она чрезвычайно многоаспектна. Чтобы осветить все стороны этого вопроса, нужно написать не один десяток книг (а то и диссертаций – тема-то малоизученная). Принципиально одно: игнорировать ее невозможно. Что любит глаз? Глаза каждого человека «предпочитают» при чтении тот или иной оттенок и интенсивность цвета фона, определенные размеры, форму и цвет букв текста (и конкретные их сочетания), яркость и контрастность изображения, длину строки, ширину полей и количество строк на экране. И естественно, глазам больше нравятся книги (как бумажные, так и электронные), в оформлении которых учтено максимальное количество «офтальмологических предпочтений».
Не создано природой ни одного органа зрения, который «счел бы удобным» мерцающий экран низкокачественного монитора, причудливый шрифт и неконтрастные буквы на слишком ярком фоне.
Перечислим вкратце, «что такое хорошо» и «что такое плохо»

Желательно:
• Шрифт среднего размера
• «Шрифт с засечками» и различной шириной знаков и интервалов между ними
• Стандартный, четкий, легко читаемый шрифт
• Светлый фон приятного мягкого цвета *
• Достаточно контрастные по отношению к цвету фона символы *
• Символы комфортных для чтения цветов (черные, темно-серые, темно-синие, темно-зеленые) *

Нежелательно:

• Шрифт слишком мелкого или слишком крупного размера
• Моноширинный или «рубленый» шрифт
• Декоративный или оформительский шрифт с причудливым начертанием букв
• Яркий (в том числе и чисто белый!) фон
• Малоконтрастное изображение
• Символы светлых или ярких цветов (желтые, оранжевые, красные) *

Один и тот же черный текст на белом фоне, набранный шрифтами различных типов с аналогичной величиной знака: 1 – Times New Roman Суг, классический «шрифт с засечками»; 2- Arial Суг, стандартный «рубленый» шрифт; 3 – Courier, моноширинный «шрифт с засечками», наследие первых ЭВМ; 4 – декоративный шрифт Monotype Corsiua. Вариант 1 для длительного чтения с экрана оптимален, 2 – пригоден, 3 – неоптимален, 4 – неприемлем.

Длина и ширина
Особое значение имеют размер текстового массива и его расположение на экране.
При чтении глаз движется неравномерно: только на протяжении одной десятой части времени он совершает скачки, а остальные 90% остается неподвижным. Восприятие текста происходит только в моменты фиксации глаз. Особенно длительные остановки вызывают незнакомые слова и опечатки. Если незнакомых слов и ошибок много, или если они составляют большие массивы, взгляду приходится «проскальзывать» по ним неоднократно, что замедляет чтение и утомляет глазные мышцы. Не случайно американские издательства строго-настрого запрещают авторам, пишущим для массовой аудитории, использовать иностранные термины и слова длиной более трех слогов!
Неподвижными глазами человек воспринимает не более 30,5 см строки одновременно (примерно такую ширину имеет текст в окне полноэкранного «вьюера» на 17-дюймовом мониторе; аналогичная ширина и у текста на развороте книги стандартного формата). Но лишь 1,3 см (одно-два слова!) из них находятся в зоне наилучшего видения, и только 13 см -в зоне ясного видения. Строка длиной более 13 см не может быть охвачена одним взглядом, а на более коротких «перегонах» глаз будет пробегать часть расстояния «вхолостую», по инерции. Важно иметь в виду, что одинаково неудобны для чтения как слишком широкие, так и слишком узкие колонки знаков: глазу в обоих случаях приходится совершать лишние движения, от которых он устает.
Немаловажны не только характеристики самого текста, но и величина оконтуривающих его полей. Слишком узкие (менее все тех же 1,3 см) поля «выпускают» взгляд за край листа, провоцируя его на лишние скользящие движения, отвлекая внимание, «уводя» его за границу страницы. Именно по этой причине быстро устают глаза при чтении с маленького дисплея портативного компьютера, практически лишенного рамки: слишком часто в поле ясного видения попадают объекты, находящиеся за краями экрана, в непосредственной близости от текста.
Какую практическую ценность имеют эти сведения? Они помогут вам выбрать не только правильный размер и цвет шрифта, комфортный оттенок фона, но и оптимальную ширину текста на экране и полей вокруг него.

По материалам: Журнал “ComputerBild”

Источник: curator.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


April 2024
M T W T F S S
« Apr    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив статей